Оглавление
К сожалению, иногда приходится прибегать к защите прав пациента, так случаи нарушения их прав сотрудниками медучреждений не редкость. Если пациент знает, как защитить свои права, он не только быстро добьется наказания виновных, но и получит качественное лечение.
Какие права у пациентов
В главе 4 закона Российской Федерации — Об основах охраны здоровья граждан — права пациентов разделены на две категории.
К первой категории относят социальные права пациента, то есть связанные с социальными обязательствами правительства России, общественных и частных организаций по обеспечению населения страны должной медицинской помощью.
Ко второй категории относят индивидуальные права пациента, к которым относят:
- уважительное отношение к больному во время оказания ему медпомощи в любом виде;
- беспрепятственное получение достоверных сведений о своем здоровье, в том числе возможные риски и последствия при отказе от лечения;
- добровольное осознанное согласие на лечение;
- добровольный отказ от получения медпомощи
Важно! Если отказываются от лечения лица, не достигшие 18 лет, признанные судом недееспособными, их родители или законные представители, лечебное учреждение имеет право для защиты прав и интересов больного обратиться в судебные органы.
- полную конфиденциальность;
- на выбор лиц, которым пациент разрешает передавать информацию о своей болезни и состоянии здоровья;
- на качественное проведение обследования и лечения;
- на нахождение во время лечения в лечебном учреждении в условиях, полностью соответствующих установленным санитарно-гигиеническим нормам;
- получение медуслуг в рамках программы добровольного медстрахования;
- выбор или замену врача;
- на облегчение страданий;
- на возмещение ущерба, нанесенного здоровью пациента во время лечения
Виды нарушений и защита прав пациентов
Наверное, каждый человек хоть однажды сталкивался с каким-то из видов нарушений прав пациента. Но не каждый добивался восстановления своих прав. Если столкнетесь с ниже перечисленными нарушениями в работе медучреждений, можете смело обращаться за восстановлением своих прав:
- необоснованный отказ от оказания медпомощи;
- оказание медуслуг ненадлежащего качества;
- получение медпомощи в неполном объеме;
- низкий уровень медпомощи, несоответствие врачебной помощи установленному стандарту, но при этом не повлекший причинение вреда здоровью пациента;
- низкий уровень оказания медуслуг пациенту, несоответствие их установленному стандарту, результатом которых явилось причинение вреда здоровью пациента вплоть до его смерти;
- отказ в применении обезболивающих средств при возможности их применения;
- злоупотребления различных видов со стороны медработников;
- необоснованное взимание платы или её требование за оказание медпомощи;
- нарушение медперсоналом условий и режима лечения;
- отказ в предоставлении правдивой информации о диагнозе и рисках, последствиях лечения;
- разглашение информации, относящейся к категории «врачебная тайна»;
- отсутствие обязательной медицинской документации или ведение и предоставление её в недостоверной форме
Куда обратиться пациенту за защитой своих прав
При возникновении ситуации, в которой явно нарушены права пациента, следует обратиться в администрацию лечебного учреждения.
Если вам не смогли помочь в стенах медучреждения, обращайтесь в региональное министерство здравоохранения.
Если больной является клиентом страховой компании, за защитой прав пациентов он может также обратиться туда.
Если функции страховщика исполняет территориальный фонд ОМС, значит, следует обращаться в это учреждение.
В органы прокуратуры, суд обращаются в случае, если в вышеперечисленных инстанциях вам не помогли.
Важно! Помните, что любое ваше обращение по поводу защиты прав пациентов должно быть в письменной форме, так как на него в любом случае обязаны дать ответ. Устное обращение, если его не зарегистрировали, может, так сказать «кануть в лету».