Оглавление
Обращаясь за медицинской помощью, каждый гражданин РФ надеется на своевременное и качественное получение врачебной помощи, на уважительное отношение к нему медперсонала и, конечно же, на соблюдение установленных регламентов оказания услуг. При нарушении прав пациента должностные лица должны быть наказаны, но для этого следует знать куда обратиться за восстановлением справедливости.
Виды нарушений
При оказании медпомощи населению должны соблюдаться обязательные требования:
- частный специалист или медучреждение должны иметь лицензию;
- оказываемая услуга (по полису ОМС или договору) обязательно должна соответствовать прописанным стандартам медпомощи;
- вне зависимости от характера заболевания, гражданин вправе рассчитывать на получение качественных медуслуг;
- обратившийся за медпомощью гражданин вправе знать свой диагноз и подробности лечения; также пациент вправе получить безболезненную медицинскую помощь (если такое возможно в его случае);
- персонал медучреждений (частной и государственной формы собственности), обязан соблюдать правила обращения с пациентом и нормы врачебной этики.
Информация о наличии лицензий, тарифах на оказываемые услуги, другие полезные данные учреждение обязано разместить на стендах или других общедоступных местах. По требованию пациента эту информацию обязаны довести до его сведения.
Наиболее частые виды нарушения прав пациента
Наиболее часто пациенты сталкиваются с такими нарушениями своих прав:
- отказ принять полис ОМС, так как человек обратился за медпомощью не по месту регистрации;
- отказ в приёме заявки на вызов скорой помощи;
- отказ в госпитализации;
- неправильно поставленный диагноз;
- некачественное лечение;
- отказ в выписке необходимых лекарственных средств (для лечения, облегчения боли);
- грубое отношение к пациентам медперсонала;
- нарушение врачебной тайны;
- отказ в выдаче документа, подтверждающего произведенную оплату за лечение в этом медучреждении;
- вымогательство или получение взятки за проведение лечения
Куда обратиться при нарушении прав пациента
Подавать обращение на нарушение прав пациента лучше в письменном виде, так как на него вы обязательно получите письменный ответ, а вот на устную жалобу можете получить только приветливое выслушивание и обещание что-либо исправить.
Обращаться обиженный пациент может к главврачу медучреждения, в котором нарушили его права или допустили врачебную ошибку.
Если вы считаете, что ваши права в медучреждении нарушили значительно, обращайтесь в территориальные представительства Министерства здравоохранения РФ.
Если лечение частично или полностью оплачивал страховщик, обращайтесь в страховую компанию по полисам ДМС или ОМС.
Прокуратура уполномочена реагировать на каждое нарушение законодательства, так что можно послать обращение в этот орган.
Роспотребнадзор осуществляет контроль за правильностью оказания услуг населению.
Если в результате вашего обращения ничего не изменилось, вы имеете на руках документы, подтверждающие нарушение прав пациента, подавайте исковое заявление в суд.
Закон не запрещает одновременно использовать несколько направлений защиты прав пациента. Можно подавать жалобу руководителю лечебного учреждения и заявление в прокуратуру. Чтобы выбрать наилучший вариант защиты, обратитесь предварительно к юристу. Он проконсультирует вас и подскажет, как правильно составить обращение или жалобу.
Насчет пожаловаться на мед.услуги — то можно. Но в Германии это ничего не дает — у вас врачей проф.страховки, ничего не добьешься!